СМИ о нас

  • Актёр Ставропольского краевого театра кукол издал раскраску со стихами

     

    Скоро одно из старейших в регионе учреждений культуры для детей - Ставропольский краевой театр кукол отметит юбилей - 85 лет. В честь этого события состоялась презентация детской книги стихов почётного работника культуры края, актёра театра Владимира Грищенко.

    Он отдал более 40 лет своей жизни работе в театре кукол. Владимир Грищенко приехал в Ставрополь из Донецка. Родители артиста никакого отношения к искусству не имели: Владимир - из потомственной шахтёрской семьи. Его отец и брат всю жизнь трудились в шахтах, поэтому выбор творческого вуза родственники сначала не понимали: Владимир окончил Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова, отделение «Актёр театра кукол».

    «Стихи я начал писать не так давно, лет семь назад. Как-то поехал в Звенигород на отдых, а там потрясающая природа, и, как говорят, вдохновение нахлынуло» - рассказывает «АиФ-СК» Владимир Грищенко. - Сейчас к юбилею родного театра решил издать книгу стихов. Напечатал тираж за свой счёт. Он небольшой, но очень надеюсь, что найдутся меценаты, и мы повторим выпуск. Эта книжка-раскраска будут вручаться бесплатно всем маленьким зрителям в преддверии юбилея».

    Художник-оформитель книги Маргарита Литвинова работала над изданием безвозмездно. Раньше она трудилась главным художником в театре, сейчас живёт в Санкт-Петербурге. «Я ей очень признателен за помощь в работе над книгой», - говорит Владимир Грищенко.

    На развороте книги на одной странице - текст, а рядом - раскраска. «Мама будет читать ребенку стихи, а малыш слушать их и раскрашивать картинки, получается сотворчество близких людей, - объясняет автор книги. - Сейчас детворе стали читать мало бумажных книг, и я надеюсь внести свой скромный вклад в то, чтобы интерес к ним вернулся».

    Кроме стихов, Владимир Грищенко ещё написал две сказки: «Камешек-голышок» и «Хвастливый заяц». Актёр очень надеется, что они также увидят свет.

    Владимир Грищенко сыграл сотни разных ролей на сцене. Одними из любимых считает роли Фирса в «Вишнёвом саде» и месье Жоржа в «Каштанке», за которую получил премию губернатора в области театрального искусства.

    Источник: Ставрополь, 27 ноября - АиФ-СК, Элла Давыдова.

  • В Ставрополе показали петербургского «Фауста»

    Элла Давыдова / АиФ

     

    В Ставропольском краевом театре кукол прошли гастроли Петербургского камерного театра «ТОК», сообщает корреспондент «АиФ-СК».

    ТОК - это Театр открытого контакта. В его репертуаре около 30 постановок. Он существует с 2014 года, а на гастроли в Ставрополь приехал впервые.

    Режиссёр спектакля «Фауст» Владимир Литвинов служил несколько лет назад в Ставропольском краевом театре кукол и был его главным режиссёром. Постановку неоднократно показывали на различных российских театральных фестивалях.

    В Ставрополь актёры прибыли также с фестиваля, он проходил в далёком Нижневартовске под эгидой ЮНЕСКО. Приз «За лучшую мужскую роль» получил актёр Николай Балобан.

    Моноспектакль «Фауст» - исключительно для взрослых, повествование в нём ведется от лица скомороха.

    Возможно, в скором времени и Ставропольский краевой театр кукол отправится на гастроли, в город на Неве. В конце ноября театр готовится отпраздновать большой юбилей, на сцене покажут любимые зрителями постановки «Серебряное копытце» и «Три поросёнка» .

    Источник: Ставрополь, 10 ноября - АиФ-СК

  • Зрители продолжают обсуждать премьеру мистического триллера в краевом театре кукол

    Одним из самых ярких и громких событий культурной жизни Ставрополя последнего времени многие пользователи социальных сетей назвали премьеру спектакля «Вий» на сцене Ставропольского краевого театра кукол. Она состоялась 30 октября.

    Интерес к известной гоголевской повести со временем не исчезает. Осмысление и переосмысление заложенных в ней смыслов подвигли режиссера Тамерлана Коченова представить на суд публики собственную интерпретацию одного из самых мистических произведений отечественной классики.

      От заката до рассвета: Хома Брут (актер Александр Ефремов) и Панночка (Лариса Урбан).

    Спектакль стал совместным проектом краевого театра кукол, альтернативного Театра на Гагарина и семейного театра кукол «Добрый жук». Результат творческой коллаборации, по признанию ряда зрителей, превзошел их ожидания. Технические возможности краевого театра кукол поспособствовали тому, чтобы и без того безудержная фантазия режиссера и всей творческой группы разгулялась вволю.

    Следует уточнить, что спектакль создан в жанре мистического триллера для зрителей категории 16+. И хотя повести из гоголевского сборника «Миргород» дети читают еще в школе, ограничения по возрасту в данном случае вполне оправданны. Дело не столько в «страшилках», с которыми «Вий» прочно ассоциируется, а в том глубоком нравственно-философском смысле, который автор богато «декорировал» потусторонним антуражем. Создатели спектакля последовали за Гоголем и добавили дополнительные смыслы в классический триллер. Достаточно сказать, что в «Вие» у Николая Васильевича никак не прослеживалась любовная или хотя бы романтическая линия. Если помните, в книге бурсаку Хоме Бруту, которому выпал случай познакомиться с настоящей ведьмой, было не до амуров. «Все наши спектакли о любви», – сказал в одном из интервью Тамерлан Коченов. Как ни странно, «Вий» не стал исключением.

      «Да не врешь ли ты, пан философ?»: Сотник (актер Александр Ильядис) и Хома (актер Александр Ефремов).

    При назначении на роль Хомы выбор режиссера пал на актера краевого театра кукол Александра Ефремова. И это решение оказалось весьма удачным. Хома в исполнении А. Ефремова – слушатель старшего курса духовной семинарии, худой от постоянного недоедания, с горящими глазами, жадно воспринимающими земную красоту. Будущий священнослужитель, Хома молод и еще не отрешен от мирской жизни. Для него вера – догма, свод законов и правил. И путь в священники – это, должно быть, рациональный выбор выросшего в бедности мальчишки, которому семинария открывает определенные профессиональные и жизненные перспективы.

      Сцена из спектакля «Вий»: Хома (актер Александр Ефремов) и Халява (актер Павел Руденко).

    Другого склада приятель Хомы – богослов с говорящим прозвищем Халява (актер Павел Руденко). Без пяти минут лицо духовного звания, но, однако, как сказано у Гоголя, имеет «чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». Халява и выпить не дурак, и за девчатами приударить не прочь. В спектакле в руках этого персонажа непонятным образом оказывается гитара, которая не вписывается в стилистику повествования. Но можно считать, что этот инструмент должен вызвать ассоциацию с внутренними противоречиями, вольнолюбивым характером и одновременно с творческой натурой героя. Интересно наблюдать за развитием образа и духовным перерождением персонажа.

      Панночка  на девичнике.

    Панночка в исполнении актрисы Театра на Гагарина Ларисы Урбан испытывает духовную трансформацию на глазах у зрителей. Если у Гоголя этот персонаж изначально предстает как существо инфернального происхождения, то в спектакле мы наблюдаем метаморфозу превращения красавицы в чудовище в развитии. Девушка-умница, как часто это бывает, влюбилась не в того парня. Матушка умерла, и Панночке не с кем поделиться своими сердечными переживаниями. Поэтому она прибегает к нехитрому, но опасному средству – магии. Сначала это безобидное гадание на суженого-ряженого при свечах, а затем в ход идет самый настоящий приворот.

    Можно соглашаться или не соглашаться с позицией Церкви в отношении магии, но верующие люди серьезно опасаются подобной «хиромантии». К примеру, известный по своим месседжам в соцсетях протоиерей Андрей Ткачев говорит: «Что такое магия? Это вера не в Бога всевышнего, а в «маленького бога», который рядом. То есть в беса, которому ты что-нибудь пошаманишь, он тебе и подсобит… Вера в приметы, обращение к ворожеям и спиритам, заговоры, колдовство, шаманство, интерес к этнографии, смешанной с бесовством, – это смертельно опасные вещи для вашей бессмертной души».

    В сценической версии Т. Коченова Хома Брут полностью «реабилитирован» – он не убивал ведьму Панночку. Девушка сама виновата – заигралась с магией. До поры до времени темные силы, прикидываясь послушными, терпят дерзость человека, вообразившего, что он может ими управлять. Но затем наступает расплата. К слову, момент соединения Панночки с потусторонним, темным миром напомнил сцену из фильма Р. Качанова «Взять Тарантину», где любопытную героиню, заглянувшую под кровать, утаскивает гигантский суслик-мутант. Ну это так, ассоциации…

    И вот уже веселая хохотушка с трепетной душой превращается в настоящего монстра. Весьма изобретательно выстроена мизансцена, в которой Хома «знакомится» с новой ипостасью прекрасной Панночки. Девчата и парубки в глубине сцены продолжают веселиться под музыку, напоминающую звон в ушах во время обморока, а в это время в сумраке от фигуры Панночки, как тень, отделяется карлик в уродливой маске и, забравшись на плечи Хомы, полностью подчиняет его своей воле. От этой картины мороз бежит по коже. В финале, когда участники спектакля выходят на поклон, «темная сторона души Панночки» предстает уже без маски, и зрители видят юного артиста Леонида Ефремова, так убедительно сыгравшего жуткого персонажа.

    В спектакле много символики, для визуализации которой прекрасным подспорьем стали современные технические средства краевого театра кукол, временами создающие почти кинематографические эффекты формата 4D. Зрители оценили режиссерскую изобретательность, с которой были выстроены мизансцены в мрачной церкви. Слава богу, постановщики не использовали традиционных летающих гробов, и без них зрелище было весьма впечатляющим.

    В спектакле много прекрасных актерских работ. Актриса Лариса Урбан, можно сказать, исполнила две роли, поскольку Панночка «до» и «после» – это совершенно разные образы: и по внутренней энергетике, и по эмоциональному воздействию на зрителя. Следует сказать, что в другом составе в роли Панночки выходит на сцену актриса краевого театра кукол Надежда Дробышева, поэтому есть резон посмотреть спектакль как минимум два раза.

    Обращают на себя внимание не только главные герои мистической истории. Удалось найти интересные краски для создания характеров практически всех персонажей спектакля. Актер краевого театра кукол Виталий Якушенко выступил в роли паренька Фимки. Про таких обычно говорят: «не от мира сего», дразнят деревенскими дурачками или блаженными. Фимка вовсе не малахольный, как выражаются местные. Он как будто знает наперёд, что случится дальше. Это из его уст звучит авторский текст повести. Создается впечатление, что в образе Фимки материализовался духовный двойник Хомы Брута, уже заглянувший в инфернальный мир...

      Елена Куликова (Панаська) и Алексей Куликов (Явтух).

    Выразительный дуэт сложился у актеров краевого театра кукол Елены и Алексея Куликовых – живая и непосредственная шинкарка Панаська и местный курощуп Явтух. Наталья Ледовских в спектакле выступила не только в качестве художника, участвовавшего в создании костюмов, реквизита и декораций, но также исполнила роль Наталки – веселой подружки Панночки, в которую влюбился богослов Халява. Цельный, выразительный и временами пугающий образ Сотника, отца Панночки, создал актер краевого театра кукол Александр Ильядис.

    Особое место в спектакле отведено музыкальному оформлению. И хотя вокальные композиции создают впечатление некоторой эклектичности, оно вполне соответствует авторской режиссерской стилистике. В спектакле музыкальным фоном для сцен из хуторской жизни служат мелодии украинской электрофолк-группы «Go_A», баллада Панночки в исполнении Ларисы Урбан:

    Свеча догорела, упало кадило,

    Земля, застонав,

                          превращалась в могилу.

    Я бросилась в небо за легкой синицей.

    Теперь я на воле, я – белая птица, – не что иное, как песня группы «ДДТ». А в финале звучит тема Хомы Брута – музыкальная композиция основателя московского клуба «Китайский Лётчик Джао Да» Алексея Паперного…

    А я сидел и думал:

    До чего ж моя жизнь… легка.

    Над белым небом, над черным небом

    Гори, гори, моя звезда…

      Финальный поклон. Александр Плотников.Финальный поклон.

    В повести Н.В. Гоголя главный герой погибает, поскольку в вопросах веры не может быть полумер: нельзя верить чуть-чуть, это уже другое понятие. Хому погубило его неверие. В сценической версии «Вия» финал отличается от классического. Те, кто побывал на премьерных показах, знают, чем именно. А для остальных любителей театра оставим интригу: что же произошло с героями и почему после окончания спектакля, поставленного в жанре мистического триллера, зрители тем не менее уходят из театра со светлым чувством.

    Ольга Метёлкина

    Источник: Вечёрка. 10 Ноя. 2021 19:49

  • Завершились гастроли Ставропольского краевого театра кукол в Смоленске

    С 22 по 24 октября ставропольские кукольники выступали на сцене Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова и показали зрителям три спектакля: «Рукавичка», «Принцесса Крапинка» и «Лягушка-путешественница».⠀

     Ставропольские и смоленские кукольники. Фото: Ставропольский краевой театр кукол.

    Творческая поездка проходила в рамках федерального проекта политической партии «Единая Россия» «Культура малой родины» по направлению «Театр – детям».

    В рамках гастрольного тура также состоялись творческие встречи с актёрами и сотрудниками администрации Смоленского театра кукол.⠀

    В начале октября, также в рамках проекта «Культура малой родины», артисты из Смоленска выступали в Ставрополе. Они показали спектакли «Золотой цыпленок», «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Красная Шапочка».

    Ставропольские зрители хорошо знакомы с творчеством главного режиссера Смоленского областного театра кукол Павла Акинина. С 2019 года в Ставрополе идут его постановки. На сегодняшний день в репертуаре краевого театра кукол идут четыре его спектакля: «Золотая рыбка», «Муха-Цокотуха», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а также сказка, которая была включена в программу нынешних гастролей в Смоленске, – «Принцесса Крапинка».

    Как отмечали ставропольские артисты на страницах в социальных сетях, во время гастролей их тепло встречали смоленские зрители и коллеги, поездка получилась очень эмоциональной и вдохновляющей. Такие проекты помогают расширять творческие горизонты театров, что позитивно сказывается на их деятельности и развитии.

    Источкик: Вечёрка 25 Окт. 2021 13:13

  • «Скупой рыцарь» пополнил репертуар Ставропольского театра кукол.

    Главный режиссер Ставропольского краевого театра кукол Игорь Каспаров поставил моноспектакль «Скупой рыцарь» по одной из «маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина.

       Сцена из моноспектакля "Скупой рыцарь"

    Произведение, написанное поэтом в период знаменитой болдинской осени 1830 года, во время вынужденного затворничества из-за холерного карантина, спустя почти два века не воспринимается как нечто архаичное. Театральные режиссеры берутся за постановки «Скупого рыцаря» с неизменным желанием найти в нетленном произведении нечто свое. Игорь Каспаров тоже имеет за плечами собственную историю пути к этой «маленькой трагедии». Он рассказал, что знакомству со «Скупым рыцарем» обязан преподавателю по сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Марии Юрьевне Караджа.

    - Когда я поступал в театральную академию, Мария Юрьевна помогала подбирать материал для поступления и обратила мое внимание на «Скупого рыцаря». «Возьми первый монолог Альбера», - предложила она. Я взял, мы его досконально разобрали, и, когда уже стало получаться, Мария Юрьевна сказала: «В перспективе когда-нибудь моноспектакль сделаешь». Эта фраза запала мне в душу, и шестнадцать лет спустя творческое напутствие Марии Юрьевны реализовалось.

    Жанр моноспектакля имеет свои особенности. Самая сложная задача выпадает на долю актера, который должен убедительно перевоплощаться, исполняя все роли в постановке. В «Скупом рыцаре» выбор режиссера пал на молодого актера Романа Кузнецова.

    - Роман талантливый актер, мне хотелось, чтобы он еще больше рос и раскрывался, - отметил Игорь Каспаров. - Я был уверен, что он справится с этим материалом и один вытянет весь текст. По фактуре, по психофизике Роман Кузнецов полностью соответствует пушкинскому персонажу. Мы говорим о человеческом безумии и расслоении молодого человека, и именно формат моноспектакля лучше отражает метания его сумасшедшей души.

      Сцена из моноспектакля "Скупой рыцарь"

    Роман Кузнецов обладает целым набором профессиональных актерских качеств, необходимых для создания разноплановых образов моноспектакля «Скупой рыцарь». Отнюдь не последнюю роль играет его физическая форма: по ходу действия актер должен находиться в постоянном движении. В финале особая выразительность мизансцены смерти Барона создается в первую очередь за счет пластики Романа Кузнецова: возникает ощущение, что некая неотвратимая сила затягивает его в открывшийся сундук с сокровищами. Эта картина очень ярко иллюстрирует известную русскую поговорку о том, что «у гроба нет карманов».

    Здесь будет справедливым сказать о работе художника Ирины Уткиной и специалистов мастерских театра кукол. Сценография предельно лаконична, а декорации ненавязчиво функциональны. По ходу действия они открывают свои маленькие «секреты»: в сцене, где Барон наслаждается зрелищем богатства, из стен появляются сундучки, а их крышки открываются как ненасытные рты, готовые проглотить новую порцию золотых монет, омытых кровью и слезами.

    Страсти, которыми охвачены герои «Скупого рыцаря», в христианстве занесены в число семи смертных грехов. Барон снедаем алчностью, и он вызывает у собственного сына Альбера не почтение, а ненависть и гнев.

    Маниакальное стремление Барона к обогащению в спектакле особо подчеркнуто не только его отвратительными, пугающими внешними чертами, но и деталями реквизита. Особенно выразительна сцена, в которой на руке Барона появляется перчатка с ключами от его заветных сундуков: аллюзия, отсылающая зрителей к другому, более современному, но не менее пугающему персонажу – Фредди Крюгеру. Длинные ключи на перчатке скупого рыцаря сверкают не менее устрашающе, чем смертоносные лезвия на пальцах монстра с улицы Вязов. Ключи ассоциируются не столько с золотым содержимым сундуков, спрятанных в подвалах Барона, сколько со страданиями людей, с которых ростовщик взыскивает долги, нередко забирая последнее и обрекая их на голодную смерть.

    Нас уверяют медики: есть люди,
    В убийстве находящие приятность.
    Когда я ключ в замок влагаю, то же
    Я чувствую, что чувствовать должны
    Они, вонзая в жертву нож: приятно
    И страшно вместе…

    - Человека губит не демон, представленный в спектакле ростовщиком Соломоном, спасает человека не ангел в облике Герцога, в итоге они оказались бессильны оба, - резюмирует режиссер Игорь Каспаров. - Людей губят страсти, а не кто-то извне. Если мы сами не справимся, нам уже никто не поможет.

    Если всё сложится в соответствии с планами Игоря Каспарова, то в ноябре зрители смогут увидеть его в качестве актера в моноспектакле «Скупой рыцарь».

    Постановка адресована зрителям, чей возраст на афишах обозначается как «12+». Современные школьники «проходят» пушкинские «Маленькие трагедии» в старших классах, тем не менее темы, заложенные в произведении, понятны более юным читателям и зрителям. Новый спектакль Ставропольского театра кукол включен в федеральную программу «Пушкинская карта».

    Ольга Метелкина

    Источник: Вечёрка 20 Окт. 2021 22:44

  • В Ставропольском театре кукол начался юбилейный сезон

    В этом году Ставропольскому краевому театру кукол исполняется 85 лет.

     

    Творческий коллектив открыл юбилейный сезон в обновленном красивом здании на проспекте Октябрьской революции, 39. В День знаний для юных зрителей здесь была организована большая интерактивная программа «Знание – сила» с конкурсами и сюрпризами. Персонажи популярных спектаклей театра провели с ними весёлые уроки. Сотрудники художественно-постановочных мастерских театра организовали для ребят увлекательные мастер-классы. В завершение праздника зрители посмотрели спектакль «Солнышко на память». Сказка была показана на открытой летней сцене. Впервые за долгие годы театральный дворик заработал как полноценная площадка для выступлений. Она оснащена всем необходимым профессиональным световым и звуковым оборудованием.

     Мастер-класс для больших и маленьких зрителей в Ставропольском театре кукол.

    В год своего 85-летия Ставропольский краевой театр кукол подготовил разнообразную юбилейную программу, которая будет реализована, в том числе в социальных сетях. Зрители узнают историю создания театра, об актерах, служивших в нем в разное время, о том, какие режиссеры ставили здесь свои спектакли. Юные зрители смогут принять участие в традиционном конкурсе рисунков.

    На этой неделе в афише театра кукол три спектакля: «Любопытный слонёнок», «Лягушка-путешественница» и «Принцесса Крапинка». Репертуар подобран так, чтобы интересно было и совсем маленьким зрителям, и тем, кто уже постарше.

    В Ставропольском театре кукол напоминают, что вход на спектакли осуществляется только по QR-коду и в медицинских масках.⠀

    Фото: Ставропольский краевой театр кукол.

    Источник: Вечёрка 08 Сен. 2021 15:48

  • В Ставропольском театре кукол представили необычную премьеру для самых маленьких зрителей.

    В Ставропольском краевом театре кукол состоялся предпоказ иммерсивного спектакля «Колобок».

     

    В театре кукол поставили новый по форме спектакль с элементом иммерсивности. «Колобок» был создан по мотивам известной детской сказки, но с небольшим изменением сюжета. Его премьера совпала с Днем семьи, любви и верности. Накануне состоялся предпоказ, на котором мы и побывали.

    Иммерсивный спектакль – это форма театральной постановки, где зрители являются участниками происходящего. Режиссёр Ирина Шевцова рассказала, что идея его создания пришла из личного опыта. Для маленького ребёнка Ирины кухня стала лучшим местом для игр: «Дети до трех лет активно познают мир, отсюда появилась эта идея. В таких спектаклях самое главное – не навредить, у актрис непростая задача – каждый раз играть по-разному, отталкиваясь от возраста детей».

     

    Новый формат спектакля – это, как его неформально называют, «посиделки на кухне», где зрители превращаются в участников событий, попадая в одно пространство с героями. Юным зрителям и их родителям выпала возможность не только посмотреть спектакль, но и создать собственного сказочного героя. Актёры вовлекают детей в действие и вместе создают разные формы Колобка. У каждого ребёнка есть рабочий поднос, на котором есть всё необходимое для творчества, артисты могут предложить и дополнительные инструменты. В зале один за другим появлялись авторские колобки, непохожие друг на друга. Первый колобок – из крафтовой бумаги, он улучшает моторику. Следующий – резиновый шарик-лжик для массажа. Были также колобки из фольги и из клубка ниток. Процесс их создания способствует тактильному восприятию окружающего мира и развивает мелкую моторику. Напомним, что спектакль создан для детей от года до четырёх лет. А чтобы малыши чувствовали себя более комфортно и раскрепощённо, рядом с ними находятся их родители. Отметим, что всё происходит с соблюдением необходимых санитарных норм.

    В игровой форме дети погружаются в сюжет сказки. Они отправляются в путешествие с собственноручно созданным персонажем. Впрочем, главными героями становятся сами зрители. У ребят есть возможность прочувствовать все эмоции, связанные с событиями, произошедшими с Колобком в ходе спектакля, ведь теперь события касаются непосредственно их. Вот так русская народная сказка обретает новую жизнь. Ребятишки в один голос признались, что спектакль им понравился, а значит, творческому коллективу театра есть смысл продолжать работу в новом направлении.

     

    «У нас есть интерактивный спектакль с привлечением детей, но в нем нет тактильности. Мы рады, что у нас теперь есть такая постановка, которая будет дарить радость маленьким деткам», – подытожила заведующая литературной частью краевого театра кукол Ирина Темниханова.

    Светлана ЕРЁМИНА.

    Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

    Источник: Вечёрка. 09 Июль 2021 17:21