Публикации

  • Благодарность Президента России – Светлане Гниденко

    В канун главного праздника нашего государства Дня России временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Владимиров вручил государственные и краевые награды тридцати пяти лучшим представителям различных отраслей экономики и социальной сферы, авторитетным деятелям искусства и культуры региона. Высокие государственные награды были вручены лучшим работникам Ставрополья в отрасли ЖКХ, деятелям культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, многодетным родителям. Среди награждённых было немало известных в крае людей, представителей важных и ответственных профессий – одним словом тех, кто давно заслужил почёт и уважение.

    Можем с гордостью отметить, что среди награждённых была актриса Ставропольского краевого театра кукол Светлана Гниденко, актриса театра, заведующая труппой. В торжественной обстановке ей была вручена «Благодарность» президента России Владимира Путина. Глава края поблагодарил её за отличную работу и активное участие в жизни региона, и поздравил с наступающим праздником – Днём России.

     

     

    Актёрская судьба у Светланы удалась. Что это – выбор или случайность? Светлана без колебаний утверждает – это счастливая случайность.

    Всё началось ещё тогда, когда она училась в третьем классе. Однажды в класс вошла красивая женщина с умными, добрыми глазам, открытым взглядом и предложила ребятам записаться в театральный кружок. В этой женщине было что-то такое привлекательное, даже завораживающее – девочка сразу же попала под её обаяние. Вот уже сейчас, когда Светлана достигла определённых высот в профессии, стала ведущей актрисой театра, мастером сцены, Галина Николаевна Касьянова, до сих пор является тем человеком, который определил её дальнейшую судьбу. И каждый приезд Светланы в её родной город не обходится без встреч с этой замечательной женщиной.

    После окончания школы решение стать актрисой было твёрдым и окончательным. Дальше – учёба в Саратовском театральном училище имени Слонова на отделении «Актёр театра кукол». И снова счастливая случайность: мастером курса был Чертов Александр Семёнович, благодаря этому настоящему педагогу, мастеру, умеющему раскрывать способности своих учеников, Светлана поняла, что значит актёрский труд. Вспоминая своих наставников, учителей, Светлана говорит, что ей везло на добрых отзывчивых людей, вселяющих уверенность и уважение к профессии, и к тем, кто как и она, выбрали этот путь.

    В 1984 году окончив Саратовское театральное училище, начала свою трудовую деятельность в должности артиста (кукловода) в Кировоградском областном театре кукол, через год став лауреатом смотра творческой молодёжи, сыграв роль Мальчиша-Кибальчиша, спектакль поставленный по произведению А. Гайдара.

    Пребывание в Кировограде было недолгим, обстоятельства складывались так, что Светлана была вынуждена приехать в Ставрополь. Молодой актрисе и здесь повезло. Счастье – получала главные роли в спектаклях, творчески росла, обретала опыт, заочно училась в Саратовской консерватории.

    В общей сложности театру кукол было отдано 30 лет. Из них 27 лет успешно работает в Ставропольском краевом театре кукол. За эти годы Светлана Петровна Гниденко сыграла более 50-ти самых разнообразных ролей. Сейчас она является одной из тех актрис, на ком держится репертуар театра.

    Багаж ролей сыгранных актрисой в театре разнообразен, огромен и многолик: острохарактерные, лирические, драматические, роли живого плана. В 2002 году в спектакле «Солдатская школа» актрисой была сыграна роль Старухи. Филигранная работа с куклой, отточенность каждого жеста, тонкая психологическая разработка образа сделали роль Старухи эмоциональным и смысловым центром спектакля, раскрыв всю драматичность героини. Данная работа была выдвинута на премию Губернатора Ставропольского края в номинации «Лучшая женская роль». Совершенно неожиданно для всех раскрылась актриса, сыграв одну из сложнейших ролей мирового репертуара – Раневскую в спектакле «Вишнёвый сад» А. Чехова, где Светлана Петровна проявила подлинный драматический талант, создав яркий, запоминающийся образ. В 2005 году за эту роль актриса была награждена Премией Губернатора Ставропольского края.

    В 2011 году в театре был поставлен спектакль «Дюймовочка», по пьесе Н. Шувалова, где Светлане довелось сыграть сразу несколько ролей, продемонстрировав большое умение к перевоплощению. Здесь проявилось многогранное мастерство актрисы, все качества талантливого профессионала: органичность, музыкальность, выразительная пластика, разнообразная речевая характеристика каждого персонажа, органичный переход от буффонады до тончайших лирических красок. Эта работа актрисы достойна выдвижения на премию Губернатора Ставропольского края в номинации «Лучшая женская роль» 2012года.

    За плечами у актрисы большая насыщенная творческая жизнь. Обретя большой опыт работы, достигнув высот мастерства, ей хотелось делиться знаниями с молодыми, начинающими актёрами. В краевом колледже искусств открывается курс «Актёр театра кукол», Светлану Петровну приглашают преподавать мастерство актёра. В этом ей очень помогал пример учителей, которые когда то учили её. За четыре года педагогической работы Светлана Петровна выпустила 15 учеников, которые успешно работают в разных городах России: Москва, Вологда, Краснодар и Ставрополь. Ученики не забывают своего педагога, приглашают на премьеры, свадьбы, на крещения своих детей.

    Перечисляя достижения и успехи в актёрской деятельности Светланы Гниденко, хочется особо отметить её организаторские способности. Вот уже много лет она отвечает за творческое состояние актёрской труппы. Удивляешься, глядя на эту хрупкую женщину, как ей удаётся следить за творческим ростом каждого актёра театра, находить подход, заботиться об актёрской судьбе артистов; откуда берутся силы, воля, энергия, душевность. Светлана Петровна активно участвует в общественной и культурной жизни края – это благотворительные спектакли, встречи со зрителями. Светлана Гниденко всегда лицо театра на Международных фестивалях. Она является членом правления Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации».

    Каждая награда – это оценка её самоотверженного труда, преданности профессии. И всё же, в чём Светлана видит своё счастье? Ответ был прост: «В благополучии своей семьи, если бы не её поддержка то, может быть, и не было бы всех наград и удавшейся творческой судьбы». Актёры театра от всей души поздравляют свою коллегу Светлану Гниденко с заслуженной наградой. Все уверенны, что впереди у неё будут новые интересные работы, творческий потенциал ещё не исчерпан, есть много задумок и несыгранных ролей.

     

    Ставрополье ТВ: Глава Ставрополья вручил награды патриотам

  • Ставропольский краевой театр кукол поставил спектакль по роману Владимира Набокова

    В анонсе о спектакле в детском театре звучало совсем не детское название «Приглашение на казнь», спектакль для взрослых по роману В. Набокова. В нашем провинциальном городе новости распространяются быстро: «В театре кукол ставят Набокова? Разве это возможно? Такое сложное произведение. Любопытно, что из этого получится…».

    Сомнения и опасения были у всех. Только режиссёр Владимир Литвинов не сомневался в необходимости создания такого спектакля, вынашивал идеи и заражал ими актёров, поэтому в результате, на премьере мы увидели слаженный ансамбль актёров, поверивших в замысел режиссёра. В спектакле заняты актёры Ставропольского краевого театра кукол: Алексей Куликов, Владимир Литвинов, Владимир Грищенко, Светлана Гниденко, Павел Руденко, Жанна Немыкина. Художественные мастерские вместе с художником Маргаритой Литвиновой в творческих спорах создавали кукол и декорации. Композитор Богдан Милка подбирал музыку, которая органично вплеталась в канву спектакля. Театр шёл на риск – пан или пропал. Уверенность в правильности этого решения придавала поддержка директора театра Александра Васильевича Безгина.

     

     

    Премьера спектакля состоялась 10 апреля. В этот день камерный зал театра, вмещающий всего 50 человек, был заполнен до отказа. На спектакль пришла взрослая публика. Скорее всего, интерес зрителей привлекло название спектакля, не свойственное детскому театру, ведь представление о театре кукол традиционно ассоциируется со сказочными постановками, увиденными в юные годы. Для некоторых премьера по набоковскому роману была первым знакомством с этим театральным жанром. И вдруг такое! Зритель с замиранием смотрел на сцену, стараясь не пропустить ни одной пророческой мысли автора.

    В спектакле используется так называемый «открытый приём» работы с куклой – вполне реальным существом, сменяющийся игрой живого актёра, с его эмоциями, проникающими в самое сердце, щемящими монологами главного героя Цинцинната. Эта непрерывная связь куклы и актёра была такой органичной, что даже тогда, когда актёр оставлял куклу, переходя в «живой план», кукла продолжала жить сама по себе, казалось, что она мыслит, дышит, страдает, оценивает происходящее. Безусловно, это заслуга художника, бутафоров, актёров, которые вдохнули в неё жизнь. Великолепные гротескные маски кукол, точное попадание актёров в сущность, характер каждого персонажа, раскрывали, казалось бы, неподъёмные мысли, темы Набокова. Режиссёр и художник угадали решение спектакля с такими шаржевыми механическими куклами, построив действие на приёме «чёрного кабинета», что создаёт атмосферу напряжённости, нерва, безысходности, заставляет зрителей сопереживать герою, который в последние часы жизни оценивает прожитый путь и мир вокруг него, чтобы сказать: «Я есмь!». Мы ясно видим, что наш герой – личность, которая прошла свой путь в этом гиблом мире и не сломалась, не согнулась перед соблазнами, страхом, давлением, развратом. Он чист, но испытывает болезненные муки совести. В финале жизни, перед казнью, он бы хотел, чтобы его услышали.

    Судя по отзывам о спектакле, не только зрители зрелого возраста, но и молодёжь услышала героя, во всяком случае, задумалась, что-то её задело. Этого и добивались создатели спектакля «Приглашение на казнь».

     

    Ирина ТЕМНИХАНОВА, завлит Ставропольского краевого театра кукол. Источник: Вечёрка.

    Больше фотографий со спектакля в группе театра кукол Вконтакте.

  • Ставропольский театр кукол с успехом представил спектакль по мотивам пьесы «Любовь к трём апельсинам»

    С большим интересом восприняла ставропольская публика очередную премьеру краевого Театра кукол – постановку, основанную на знаменитой пьесе «Любовь к трём апельсинам» Карло Гоцци.

    Это уже второй спектакль, поставленный в коллективе молодым режиссёром Владимиром Литвиновым, – первой была в конце предыдущего сезона сказка «Терёшечка». Очень разные по тематике и выразительности, эти работы говорят о широте творческого диапазона нового постановщика, осваивающего ставропольскую сцену. Об этом наша беседа с главным режиссёром Театра кукол Владимиром Литвиновым...

  • Международный День кукольника 2013. Сценарий будущего меняется на глазах

    Десять лет назад, 21 марта стало Международным днём кукольника. Идея его организации, принадлежавшая известному театральному деятелю из Ирана Дживада Золфагарихо, была поддержана Международным Союзом кукольных театров – UNIMA.

    Для всех, кто служит в Ставропольском краевом театре кукол, нынешний День кукольника станет, наверное, более праздничным, чем все предыдущие, ведь его будут отмечать в новых стенах. Напомним, что в январе коллектив переехал из аварийного здания на Октябрьской революции, построенного в начале XX века как Народный дом имени А. Пушкина, в отремонтированное помещение во Дворце культуры и спорта. Кроме того, этот год начался и с кадровых обновлений: в театр пришли новые режиссёр и художник, труппу также пополнили молодые актёры. Накануне профессионального праздника мы побывали в театре кукол, чтобы из первых уст узнать, каких ещё перемен следует ожидать в текущем сезоне.

    В помещении всё ещё пахнет свежим ремонтом и новой мебелью. Директор Александр Васильевич Безгин по ходу небольшой экскурсии, рассказывает о результатах и делится планами на обозримое будущее...

  • В Ставропольском театре кукол наметились перемены

    Как это может быть: театр кукол в крае есть, а дома у него нет? На Ставрополье такая ситуация не меняется уже 76 лет, а здание, имеющее исторический статус, в котором театр размещается сегодня, уже долгое время находится в аварийном состоянии.

    Недавно в Ставропольский театр кукол был назначен новый директор – Александр Васильевич Безгин.

    Справка.

    А.В. Безгин родился в 1957 году в Изобильненском районе Ставропольского края. По окончании 8 классов общеобразовательной школы поступил в Черкесское музыкальное училище на отделение народных инструментов, после службы в армии успешно окончил факультет оркестрового дирижирования Краснодарского института культуры, а в 2006 году – Академию управления при президенте РФ. Последние 10 лет руководил отделом культуры администрации Изобильненского района.

    Женат, есть дочь и двое внуков.

    На встрече с Александром Безгиным, завлитом театра Ириной Темнихановой и завтруппой Светланой Гниденко речь шла о том, какие перемены ждут кукольников в обозримом будущем.

  • В этом году Ставропольскому краевому театру кукол исполняется 75 лет.

    75 лет для человека – это пора подведения итогов, а для театра всего лишь день рождения.

    Все эти годы театр был неразрывно связан с судьбой своей многострадальной страны. Театр вместе с нею переживал суровые годы войны, послевоенные годы восстановления из руин, возрождался и набирал силу в оттепель 60-х, жил относительно стабильно в 80-тые, выстоял в бурные переворотные 90-е. С этим приобретённым опытом мы шагнули в XXI век.

    Театр – это отражение жизни всей страны, с её политическими изменениями, катаклизмами, чаяниями и победами, метанием, кризисами и надеждами на будущее.

    Все эти перемены испытывал на себе и наш театр.

    Десять лет – это много или мало, взятых из истории одного провинциального театра?

  • Мастерская кукольного театра

    В этом году Ставропольский краевой театр кукол отмечает очередной юбилей – осенью ему исполнится 75 лет. Все эти годы театр работает в первую очередь для самых маленьких наших зрителей – дошколят и младших школьников. Может быть, поэтому здесь всегда царит очень творческая и одновременно очень добрая атмосфера, и каждый, кто создаёт волшебные кукольные спектакли, смотрит в мир с детской непосредственностью и, несмотря ни на какие финансовые трудности, не бросает любимую работу: костяк коллектива составляют люди, проработавшие на своём месте по 30 лет, буквально «заражённые» бациллой этого театра.

    Кукольный театр – настоящий мир детства. Ребёнок, приходя на спектакль, видит перед собой не игрушки, которыми управляют актёры, а живых персонажей – сказочных или близких к реальной жизни героев, неважно, главное, что они для него существа самостоятельные и самодостаточные. Конечно, во многом это заслуга высокого мастерства актёров. Но до того, как актёр начнёт репетировать новую роль с новой куклой, эта кукла должна «родиться».

    Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает, зевает и моргает в волшебном кукольном спектакле?