Завершающей премьерой очередного творческого сезона в Ставропольском краевом театре кукол стал спектакль по повести Николая Гоголя «Шинель», подтвердивший, что наследие классика близко современному человеку.
Театр, помимо «игры в куклы» в детских спектаклях, предложил зрителю в очередной раз вместе порассуждать на серьезные темы в пронизанной гротеском, фантасмагорией и мистикой дискуссионной постановке для взрослых. Поставил спектакль в своей сценической редакции и музыкально оформил режиссер Владимир Литвинов вместе с художником Маргаритой Литвиновой. Пластику движений и танцев поставил Н. Смирнов.
В свою сценическую версию классической повести постановщик, помимо главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина (почетный деятель искусств Ставропольского края Светлана Гниденко), ввёл в действие образы Гоголя-рассказчика (Андрей Васильев), Ангела-хранителя (Марина Ефремова), Беса (Александр Ефремов), действующую Шинель (Мария Махалина) и даже Петербургский мороз (Руслан Догбаев).
Спектакль удивляет и озадачивает гремучим «коктейлем» из пантомимы, танцев, перформанса, в нем не дают ответов, но задают вопросы. Знание повести не сказать, что уж очень помогает в понимании увиденного. В спектакле бывает местами иногда непонятно, но интересно. В его финале с томительной растерянностью собираешь воедино цельное ощущение и понимание замысла.
Перекидывая связь спектакля с днем сегодняшним, можно сказать, что Башмачкина мы можем встретить утром или вечером в маршрутке. Он трудится пять дней в неделю по восемь часов, с переработками. Акакий Акакиевич нашел смысл жизни в своей работе, и для него главное – не выбиться из этого устоявшегося офисного бытия, выход из которого оборачивается трагедией. Человек-машина ломается навсегда, каллиграфический дар Башмачкина не защитил его от грубого мира.
Гоголевский мотив беззащитности человека в метафоре шинели, в которой она – пальто, без которого человек замерзнет, и шинель-мундир, иерархический знак его положения в обществе. Желательно, чтобы эти две функции были в равновесии. Если его нарушить, человек погибнет либо от холода, либо от унижения. Новую шинель у него украдут, все попытки добиться справедливости окажутся тщетными, и, как отмечает Гоголь: «Петербург остался без Акакия Акакиевича, будто бы в нем его никогда не было».
На сцене черный кабинет из кулис и задника с огромным канцелярским столом-трансформером, который является ширмой для перчаточных и тростевых кукол, на нем Башмачкин умрет, Бес-прозектор вырежет из него новую шинель, которая пойдет гулять по миру. Невроз самого Гоголя по поводу своего носа отразился на облике артиста, его играющего и вовремя избавляющегося от него. Нос станет действующим лицом в спектакле, где еще прозвучит и «птица-тройка», и «над кем смеетесь», тоже этакий намекающий парафраз тем.
Театр, помимо «игры в куклы» в детских спектаклях, предложил зрителю в очередной раз вместе порассуждать на серьезные темы в пронизанной гротеском, фантасмагорией и мистикой дискуссионной постановке для взрослых. Поставил спектакль в своей сценической редакции и музыкально оформил режиссер Владимир Литвинов вместе с художником Маргаритой Литвиновой. Пластику движений и танцев поставил Н. Смирнов.
В свою сценическую версию классической повести постановщик, помимо главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина (почетный деятель искусств Ставропольского края Светлана Гниденко), ввёл в действие образы Гоголя-рассказчика (Андрей Васильев), Ангела-хранителя (Марина Ефремова), Беса (Александр Ефремов), действующую Шинель (Мария Махалина) и даже Петербургский мороз (Руслан Догбаев).
Спектакль удивляет и озадачивает гремучим «коктейлем» из пантомимы, танцев, перформанса, в нем не дают ответов, но задают вопросы. Знание повести не сказать, что уж очень помогает в понимании увиденного. В спектакле бывает местами иногда непонятно, но интересно. В его финале с томительной растерянностью собираешь воедино цельное ощущение и понимание замысла.
Перекидывая связь спектакля с днем сегодняшним, можно сказать, что Башмачкина мы можем встретить утром или вечером в маршрутке. Он трудится пять дней в неделю по восемь часов, с переработками. Акакий Акакиевич нашел смысл жизни в своей работе, и для него главное – не выбиться из этого устоявшегося офисного бытия, выход из которого оборачивается трагедией. Человек-машина ломается навсегда, каллиграфический дар Башмачкина не защитил его от грубого мира.
Гоголевский мотив беззащитности человека в метафоре шинели, в которой она – пальто, без которого человек замерзнет, и шинель-мундир, иерархический знак его положения в обществе. Желательно, чтобы эти две функции были в равновесии. Если его нарушить, человек погибнет либо от холода, либо от унижения. Новую шинель у него украдут, все попытки добиться справедливости окажутся тщетными, и, как отмечает Гоголь: «Петербург остался без Акакия Акакиевича, будто бы в нем его никогда не было».
На сцене черный кабинет из кулис и задника с огромным канцелярским столом-трансформером, который является ширмой для перчаточных и тростевых кукол, на нем Башмачкин умрет, Бес-прозектор вырежет из него новую шинель, которая пойдет гулять по миру. Невроз самого Гоголя по поводу своего носа отразился на облике артиста, его играющего и вовремя избавляющегося от него. Нос станет действующим лицом в спектакле, где еще прозвучит и «птица-тройка», и «над кем смеетесь», тоже этакий намекающий парафраз тем.
«Шинель» в трактовке краевого театра кукол – аттракцион для взрослых с элементами хоррора и сохраненного театром динамичного сюжета, которого так не хватает классической литературе. Мера провокативного в сценической версии соблюдена именно настолько, чтобы кардинально его не изменять.
В спектакле впечатление производят не только куклы, но и актеры-кукловоды Акакий Акакиевич в исполнении актрисы Светланы Гниденко до конца остается кукольным доверчивым ребенком, которого до слез жаль. Второстепенные персонажи играют на равных с героем во всех смыслах – пластической выразительности, понимании своего предназначения в спектакле, определенного каждому постановщиком Владимиром Литвиновым. Превращение живого человека в маленькую куклу получилось в нем по духу гоголевским.
В спектакле впечатление производят не только куклы, но и актеры-кукловоды Акакий Акакиевич в исполнении актрисы Светланы Гниденко до конца остается кукольным доверчивым ребенком, которого до слез жаль. Второстепенные персонажи играют на равных с героем во всех смыслах – пластической выразительности, понимании своего предназначения в спектакле, определенного каждому постановщиком Владимиром Литвиновым. Превращение живого человека в маленькую куклу получилось в нем по духу гоголевским.
Источник: Вечерний Ставрополь