Луч света в конце тоннеля
Как всегда самой многочисленной оказалась группа актеров Ставропольской драмы. Отрывок из пьесы «Мурлин Мурло» (драматург — Н. Коляда), обошедшей театры России и зарубежья, — не ретро из жизни молодежи (даже не «близкое ретро»). Это сегодняшняя узнаваемая картинка из жизни глубинки, мирок и правила которой безнадежно ограничены дурными нравами и скудными возможностями ее обитателей. Героиня спектакля Мурлин Мурло изо всех сил стремится обрести пусть не свет, а хотя бы лучик надежды на возможность вырваться отсюда.
Зритель знакомится с героиней, имя которой (Оля) он так и не узнает. У девушки есть только обидная кликуха, которой ее одарил сожитель Степан. Мы видим Мурлин в самый горячий момент ее жизни, всплеска надежды, связанного с появившимся в ее доме квартирантом Алексеем. Благодаря тихому и скромному интеллигенту, каким играет своего героя М. Подзолко, Мурлин наконец-то увидела свет в конце туннеля. Возмечтала о другой, «правильной» жизни, семье с мужем и ребенком. Во время короткой встречи с Алексеем Мурлин не дает квартиранту ни минуты покоя: спешит выговориться, то неумело соблазняет его, то шокирует скорыми признаниями… Неразборчивая в средствах и одновременно трогательная, загнанная в угол, сжигаемая сполохами надежды, героиня Дарьи Симанкиной и зрителя заставляет проникнуться ее бедами. Незаметно для себя мы жалеем эту неотесанную, грубоватую, но такую до боли трогательную Олю-Мурлин.
В мизерном по времени отрывке зритель знакомится с целой группой героев. Но ни один из них не подходит к определениям типа «плохой» — «хороший». Роль Степана, тирана глубинки, играет Олег Хомутов, но делает это так, что понимаешь: его герой — злодей не по природе, а, скажем так, по обстоятельствам. В выбранном для смотра сюжете О. Хомутов не только актер, но и режиссер-постановщик, который сумел жестко целенаправить и организовать действие.
Любовь зла?..
Да нет! Она добра, светла, однако же — не только… Актеры и постановщики театральных отрывков на тему любви по-своему — то лихо, то бережно — пытались рассуждать о чувстве, из которого проистекает все святое и грешное на земле. Взять лесковскую повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В ней речь идет о вполне себе благополучном существовании купчихи Катерины Львовны Измайловой, «по наружности женщины очень приятной». Живет она в одном доме со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем. Детей у Катерины Львовны нет, жизнь сытая, но безрадостная. На шестой год замужества с этой, в общем-то, заурядной особой происходят события, которые ставят ее в один ряд с шекспировскими злодеями типа короля Макбета, чья корона «залита кровью». Из-за горячечно вспыхнувшей любви Катерина Львовна запросто отправила на тот свет свекра, мужа, а затем и ни в чем не повинного подростка. И вот что интересно: артисты ведь могли для конкурса выбрать любой «щекочущий нервы» эпизод (нынче ведь ничто в кино и ТВ не считается достойным внимания, если литрами не льется кровь).
Однако постановщики выбрали самый безобидный отрывок о моменте зарождения любви пригожего парня в красной рубахе Сергея (А. Суханов) и купчихи Катерины Измайловой (Д. Сафонова). Тревожащий музыкальный речитатив и жаркий танец влюбленных — словно слившееся воедино биение сердец. И одновременно вызов — то ли на бой, то ли на слепящую разум страсть. Они не видят ни окружающего мира, ни темного омута, оба бросаются в него с головой. Эта отчаянно сладкая минута — как пролог, стартовый момент для понимания смысла «макбетовской» трагедии.
Сильная сторона группы молодых участников смотра, в последние годы пополнивших труппу театра, — выразительная пластика и пение. Зрительный зал, а особенно переполненная галерка горячо поддерживали своих кумиров во время исполнения пластического танцевального отрывка из «Укрощения строптивой». В исполнении артистов К. Маковкина и П. Полковниковой этот номер получил свою абсолютно оригинальную интерпретацию. Танцевальный баттл актерской пары (постановка П. Полковниковой) — это любовь-соперничество, любовь-бой и остроумный обмен героев шутливыми «танцевальными репликами».
Нет — агонии, да — жизни!
Ко времени выступления актеров Ставропольского краевого кукольного театра зрителям казалось, что их уже ничем не удивишь. Но вот за тонкой светящейся занавесью начинается театр теней, и зал замирает. Первая часть живого театра называется «Мать-природа», вторая — «Агония». Силуэт женщины в чем-то легком, прозрачном, кружевном на глазах увеличивается в росте. Движения рук — поглаживающие и ободряющие — становятся все увереннее. И вот в ладошке оказывается крошечный цветок, дерево, зверушка и… крошечный ребенок. Он быстро увеличивается в росте, протягивает ручки к цветам, зверушкам. Вначале играет, а потом начинает сбрасывать их вниз. И вот уже увеличившаяся в размерах человеческая рука разрушает, портит, уничтожает мир окружающего чуда природы. Финал предсказуем: под кучей мусора оказывается и сам человек. Сказочная картина — метафора, иносказание, но как же она реальна!
Мы часто слышим словосочетание «природа-мать». Но воспринимаем его как поэтический эпитет, а на самом деле — это емкое определение существа живого материального мира. Театр мудро и своевременно напомнил зрителям, что наша уникальная планета — это колыбель жизни, бесконечно разнообразной, движущейся, развивающейся и возрождающейся… Но надолго ли ее хватит в условиях, когда, вообразив себя хозяином мира, человек с упорством грабит и уничтожает природу?!
Этот вопрос главный режиссер краевого театра кукол Игорь Каспаров и ставит перед нами, зрителями. Каждый, от мала до велика, должен помнить: убивая природу, мы убиваем красоту, творчество, а значит — и всеобъемлющее сердце матери-природы.
Именно в природе зародилась великая гармония искусства. Нежная и суровая, глубокая по мысли, эта работа в программе конкурса, несомненно, самая остросоциальная, современная, актуальная.
После космически важных проблем, с которыми вышли к зрителю «кукольники», как нельзя более своевременным стало искрометное выступление Ставропольского краевого театра оперетты. К сожалению, в репертуаре артистов веселого и легкого музыкального жанра собственно сцен из оперетты было немного. Прошедший на ура дуэт Сёмки и Николки из оперетты Е. Птичкина «Бабий бунт» (О. Колесников и Н. Рыкунов), ставший классикой жанра (опять же дуэт) Стаси и Бони из оперетты И. Кальмана «Сильва» (А. Попова и В. Подсвиров)… Самым же ярким оказался стилизованный индийский танец Raga. Солистка балета А. Балабанова продемонстрировала в нем чудеса пластики. Красивый костюм, артистизм, эффектность и — главное! — неожиданность сделали свое дело. Зал неистовствовал!
Конкурс завершён, театр продолжается!
Конкурс завершен. Жюри покинуло зал для подведения итогов, но зрители не расходятся. На сцене начался новый творческий баттл без победителей и побежденных. Участники смотра затеяли концерт, где в качестве жюри был зрительный зал, который после каждого удачного выступления буквально взрывался аплодисментами. Пока голосистые концертировали, другие (преимущественно драматические актеры) выстраивали в глубине сцены стихийный бэк (back) — спектакль. Присаживались за легкие столики, подпевали солистам, танцевали, общались… С особым успехом зажигали солисты оперетты: лауреат международных конкурсов Р. Осмонов-Вайдман и его коллега Н. Рыкунов — оба с чистыми и сильными голосами!
Наконец, вот он, момент истины. На сцену выходит председатель правления регионального отделения СТД РФ Борис Щербаков. «Мы благодарим каждого из тех, кто внес искорку творчества в сегодняшний яркий праздник. Наши души и сердца были отданы вам», — обращается он к коллегам.
Перед тем как объявить имена победителей конкурса, всем двадцати участникам смотра-конкурса «Мы молодые» вручаются дипломы и призы спонсоров.
Специальный приз, учрежденный председателем СТД РФ Калягиным, получает актриса Ставропольского академического театра драмы Полина Полковникова. Это поездка на обучение в летнюю школу СТД в г. Звенигороде.
Диплома 1-й степени удостоена работа актрисы Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Дарьи Симанкиной.
Дипломом 2-й степени отмечено выступление артиста Ставропольского краевого театра оперетты Никиты Рыкунова.
Обладательницей диплома 3-й степени стала молодая актриса краевого театра кукол Наталья Кузнецова.
Приз зрительских симпатий получила артистка балета краевого театра оперетты Александра Балабанова.
Конкурс закончился, театр продолжается!